11. Ключевые элементы

[Эта глава содержит] четвертую часть изложения [предмета медитации стадии завершения]: ключевые элементы, характеризирующие стадию завершения. Она состоит из трех частей: причины необходимости ключевых элементов, их перечисление и детальное изложение.

Все эти системы требуют культивации союза,
При этом обучение служит причиной для достижения союза за пределами обучения,
Для этого иллюзорное тело растворяется и возникает вновь,
Для чего необходимо тренировать как относительное, то есть самоосвящение,
Так и абсолютное, то есть ясный свет,
Для чего необходимо достичь податливости каналов, ветров и тигле.

В тантрах изложено множество систем стадий завершения. И все они имеют общие ключевые элементы.

Одним из этих элементов является необходимость культивации союза требующего обучения, чтобы достигнуть союза за пределами обучения, то есть тела изначальной мудрости. Для этого необходимо растворить иллюзорное тело божества в ясном свете и возникнуть из него как тело союза, требующее обучения.

Чтобы было возможно растворение и возникновение божества, все системы содержат ключевые элементы культивации как относительного, то есть самоосвящения, так и абсолютного, то есть ясного света. Для того, чтобы приступить к развитию этих двух, все системы содержат ключевые элементы взятия под контроль каналы, ветра и тигле.

Несмотря на то, что все системы обладают этими общими элементами, они расходятся в том, каким образом эти элементы реализуются на практике. Так, например, практики отцовских тантр сначала полагаются на три отъединения1, а потом культивируют союз иллюзорного тела и ясного света. Практики материнских тантр сначала полагаются на йоги каналов, ветров и тигле, а потом культивируют союз вместерожденного блаженства и пустоты. Эти пути в свою очередь могут быть поделены на части, которые образуют те или иные традиции практики. Таким образом нет одного единственно верного пути.

Таким образом все стадии завершения могут быть сведены к трем ключевым элементам:
Собственное тело, для концентрации на ключевой точке центрального канала;
Другое тело, для порождения и стабилизации изначальной мудрости четырех блаженств;
И махамудра. Однако, учитывая ситуацию современных людей,
Учат следующим трем элементам - относительный, абсолютный и их нераздельность.

По причинам указанным ранее, существует необходимость в ключевых элементах. Все аспекты стадии завершения в аннтурайогатантрах содержатся в следующих ключевых элементах.

Первый, это практика с опорой на собственное тело как на метод. Здесь йогин, используя для концентрации ключевую точку центрального канала, достигает вхождения, пребывания и растворения ветров.

Второй, это практика с опорой на тело другого человека как на мудрость. Здесь йогин порождает и стабилизирует изначальную мудрость четырех блаженств.

Третий, это практика махамудры. Здесь йогин культивирует нераздельность блаженства и пустоты.

Нет необходимости в каких-либо других элементах, приведенных достаточно. Однако невозможно достичь окончательного плода пути, если опираться только на какой-то один из них. Соответственно, необходимо практиковать все три вместе.

Тем не менее, современные люди не настойчивы и лишены противоядий. Поэтому у них нет способностей полностью постигнуть приведенные элементы так, как они представлены. Из-за этого практика с опорой на другое тело была на время отложена в сторону. Соответственно, сейчас, учитывая текущие обстоятельства, тибетские мастера учат стадиям завершения в кратком варианте. Они состоят из следующих ключевых элементов: относительный, абсолютный и их нераздельность. Эти три ключевых элемента заменили предыдущие три.

Здесь три части: относительный элемент, этап самоосвящения стадии завершения; абсолютный, этап ясного света стадии завершения; и нераздельность относительного и абсолютного, этап союза стадии завершения.

Изложен в двух частях: предисловие и детальное изложение.

Первый ключевой элемент - относительный, относится к этапу самоосвящения стадии завершения и состоит из двух частей.

Этап самоосвящения стадии завершения, опирающийся на ключевые точки согласно относительному ключевому элементу, изложен в двух частях: внутренний огонь и иллюзорное тело.

Включает в себя две темы: внутренний огонь и иллюзорное тело.

Этот раздел состоит из двух частей: йога внутреннего огня и её подразделы согласно четырем способам изложения.

Обычный подход заключается в достижении податливости каналов, ветров и тигле,
Тренируясь либо в трех отъединениях, либо в медитациях на пустое тело, дыхании сосуда и так далее.
Необычный подход заключается в разжигании чандали, характеризуемое блаженством, теплом и неконцептуальностью,
Благодаря чему порождаются четыре блаженства нераздельные от четырех шуньят.
Из этого возникает как изначальная мудрость ясного света примера, так и подлинная.

В общем, в качестве первого шага стадии завершения, считается необходимым достижение податливости каналов, ветров и тигле. Практики отцовских тантр достигают этого практикой трех отъединений: отъединение тела, отъединение речи и отъединение ума.

Отъединением тела является медитация на тигле у нижней двери. Благодаря этому ветра входят и растворяются в центральном канале и в процессе плавления тигле порождается вместерожденное блаженство.

Отъединение речи заключается в практике йоги ветра, подразумевающую медитацию на тигле в трех места2, благодаря чему ветра растворяются, порождая четыре шуньи.3

Отъединение ума заключается в практике внутренних и внешних методов4, благодаря чему ветра растворяются в сердце, порождая особые четыре шуньи.

В обычных материнских тантрах, для достижения реализации, медитируют на ключевых точках ваджрного тела и стабилизируют тигле. Для стабилизации тигле, необходимо обрести контроль над ветрами. Для этого, в свою очередь, необходимо очистить каналы5. Потому объясняется, что необходимо медитировать на них в следующей последовательности: каналы, ветра и тигле. Когда достигнута искусность в методах медитации пустого тела и каналов6, и обретено совершенство в выполнении четырехчастного сосудного дыхания7, тогда с помощью йоги тигле и других методов тигле берутся под контроль.

В необычных материнских тантрах йогин разжигает чандали блаженства (плавление тигле), чандали тепла (горячий а шед)8 и чандали неконцуптуальности (их союз).

Благодаря разжиганию внутреннего огня и опоре на ключевые точки, связанные с ветром, порождаются четыре блаженства нераздельные с четырьмя шуньями, что и является реализацией внутреннего огня. "Два рассмотрения Хеваджры Тантры" так описывают четыре блаженства:9

Первое блаженство мало,
Высшее блаженство больше предыдущего.
В блаженстве, свободном от блаженства,10 нет страстей,
А последнее является вместерожденным.

Касательно того, как возникают четыре блаженства, то четыре нисходящих блаженства возникают, когда тигле на макушке нисходят и проходят через четыре чакры. В "Ваджрной гирлянде" сказано:11

Блаженство возникает на макушке в махасукхе чакре,
Высшее блаженство в самбхога чакре,
Блаженство, свободное от блаженства, в дхарма чакре,
Вместерожденное блаженство12 в нирмана чакре.

Четыре восходящих блаженства порождаются, когда стабилизированное тигле перенаправляется с конца полового органа вверх через четыре чакры, начиная с пупочной. В "Ваджрной гирлянде" сказано:13

Блаженство в нирмана чакре,
Высшее блаженство в дхарма чакре,
Блаженство, свободное от блаженства, в самбхога чакре,
Вместерожденное блаженство в махасукхе чакре.
Так объясняются восходящие блаженства.

Для достижения реализации практики внутреннего огня главным является нераздельность ясного света и вместерожденного блаженства (последнее из четырех блаженств). Существует два вида вместерожденного блаженства: вместерожденное блаженство примера, которое омрачено тонким дуализмом субъекта и объекта, и подлинное вместерожденное блаженство, свободное от этого омрачения.

Если говорить в общем о материнских тантрах, то этапы и самоосвящения, и ясного света, и их союза, все они содержатся в йоге внутреннего огня. Таким образом внутренний огонь не обязательно является всего лишь этапом самоосвящения стадии завершения, но поскольку многие люди так считают, пока мы отнесем его сюда.

Чандали в буквальном смысле означает средство свирепого, гневного сжигания и победы.
Общий смысл согласно сутре это пустота, присущая всем феноменам,
Общий смысл согласно мантре это блаженство, пустота и изначальная мудрость,
Тайный смысл это внутренний огонь действия, йоги и вместерожденный,
И абсолютный смысл это ясный свет, пламя изначальной мудрости.

[Тибетский термин "внутренний огонь" (gtum mo) произошел из санскритского термина chandali.] Чандали в буквальном смысле означает женщину выполняющую свирепые и гневные действия, такие как сжигание омрачений скандх и полная победа над эмоциональными омрачениями. Ваджрагарбха в своем "Комментарии на Хеваджра Тантру"14 говорит:

Она зовется чандали, потому что сжигает омрачения.

Сароруха в своем "Комментарии на трудные места Хеваджры Тантры"15 говорит:

Термином чандали описывается средство, уничтожающее эмоциональные омрачения.

Наропа в своем "Комментарии на трудные места Хеваджры Тантры" говорит:16

Из-за того, что она выполняет свирепые [chandah] действия,
Её зовут свирепой женщиной [chandali].

Касательно общего смысла, согласно сутре, внутренний огонь обозначает пустоту, присущую всем феноменам. Согласно мантре, внутренний огонь обозначает блаженство, пустоту и [изначальную мудрость, представленную] нераздельным союзом блаженства и пустоты.

Тайный смысл это внутренний огонь действия, йоги и вместерожденный. Внутренний огонь действия находится в тайном месте и полыхает, источая тепло, во время сексуального союза мужчины и женщины. Внутренний огонь йоги это а шед в районе пупка, обладающий потенциальностью вызвать изначальную мудрость четырех блаженств и четырех шуньят, при условии опоры на соответствующие ключевые точки. Вместерожденный внутренний огонь это изначальная мудрость, являющаяся нераздельностью блаженства и пустоты, порождаемая посредством силы овладения йог каналов, ветров и тигле.

Абсолютный внутренний огонь означает достижение абсолютного ясного света, незапятнанного огня изначальной мудрости. Это достижение становится возможным благодаря следующим трем:

Этот раздел состоит из двух частей: классификация, согласно четырем способам изложения, и связанные с иллюзорным телом темы.

Состоит из четырех частей: иллюзорное тело буквального смысла, общего смысла, тайного смысла и абсолютное.

Согласно приведенным примерам иллюзий, всё является иллюзорным телом.

Тайные наставления иллюзорного тела невероятно глубоки, это самые главные из учений сутр и мантр. Потому говорится, что если не удастся обнаружить этот этап, все усилия были приложены впустую. Нагарджуна в "Пяти этапах Гухьясамаджи" говорит17:

Изучение сутр и тантр,
Это бессмысленные тяготы,
Для того, кто не обнаружил
Этап самоосвящения18.

Согласно этому, чтобы достичь реализации, необходимо познать, что все феномены подобны иллюзии. Согласно этому Арьядева в "Анализе этапов самоосвящения" говорит19:

Достижение реализации возможно,
Потому что все подобно иллюзии.

Как было сказано в двенадцати примерах иллюзорности и других, все и каждый феномен сансары и нирваны, являются телом иллюзии, или, другими словами, проявлением, которое есть воплощение иллюзии. Таково определение иллюзорного тела буквального смысла, которое возможно понять благодаря изучению.

Хотя и существует множество примеров иллюзорности, описанные в сутрах и тантрах20, среди них наиболее известны двенадцать. Они описаны Арьядевой в "Пяти этапах самоосвящения"21:

Магическая иллюзия22,
Мираж23, город гандхарвов24,
Радуга, отражение в зеркале,
Отражение луны в воде, эхо,
Сон, оптическая иллюзия, облако,
Вспышка молнии, пузырь на воде:
Таковы двенадцать примеров иллюзорности.

Смысл, приведенных выше примеров, необходимо понимать согласно "Краткому изложение пяти этапов", написанному Мунишрибхадрой25:

Магическая иллюзия является чем-то созданным.
Мираж это всего лишь что-то нереальное.
Город гандхарвов это определенная форма, которая может проявиться где угодно.
Радуга это всего лишь собрание множества разных цветов.
Отражение в зеркале это не более, чем ясный образ.
Отражение луны в воде возникает везде, где есть вода.
Эхо это не более, чем голосовой эффект26 в соответствующем месте.
Сон это создание одного лишь сознания.
Тень это всего лишь что-то бестелесное.
Облако это то, что окутывает всё темнотой.
Вспышка молнии это эффект, длительность которого несколько моментов.
Пузырь на воде это всего лишь форма, которая возникает, а потом исчезает.

Иллюзорное тело общего смысла это медитация на пустоту всех феноменов.
Посредством примеров возникает понимание, что феномены не обладают истинным существованием.
Чистое иллюзорное тело ....

Подлинное иллюзорное тело, являющееся целью практики, это иллюзорное тело тайного смысла. Однако, перед этим необходимо медитировать на так называемое "иллюзорное тело общего смысла", то есть созерцание пустотности всех феноменов. Здесь подразумевается нечистое иллюзорное тело и этот этап является общим с путем парамит27. Все феномены сансары и нирваны, то, из чего состоят три мира и их обитатели, всё это, хоть и кажется реальным, не имеет истинного существования. Именно это является объектом медитации и именно это необходимо понять посредством примеров.

Всё внешнее и внутреннее это составные феномены, то есть возникли вследствие причин и условий. Они непостоянны и меняются момент за моментом. Проявляясь, согласно взаимозависимому возникновению, они не обладают каким-либо истинным существованием. Поэтому они подобны иллюзии.

Касательно способа практики иллюзорного тела общего смысла, согласно которому примеры иллюзорности применяются к формам и другим феноменам, Субхути, отвечая на вопрос Будды, в "Праджняпарамите в восемь тысяч шлок" говорил28:

Нет, Будда, это не так что формы это одно, а иллюзии это другое. Формы это и есть иллюзии. То же самое касается и других скандх - ощущений, представлений, склонностей - все они иллюзия. Даже сознание это иллюзия.

В главе "Праджняпарамиты в восемь тысяч шлок", посвященной Индре, написано29:

Иллюзии и живые существа это одно и то же, они нераздельны.

Йогин медитирует, что собственное тело и тела других живых существ подобны отражению луны в воде, голоса подобны эху, а умы подобны миражу. В "Самворадайе тантре" написано30:

Смотри на каждое живое существо как на отражение луны в воде.
Осознай, что все слышимое подобно эху.
Относись даже к уму, как к миражу в пустыне.

Таким образом, хотя все феномены сансары и нирваны пусты, тем не менее они явно проявляются как воплощение иллюзии. Таково определение иллюзорного тела общего смысла. В "Двух рассмотрениях Хеваджры тантры" написано31:

Только иллюзорная форма
Является природой всего.

В ваджраяне медитируют на "чистое иллюзорное тело": дворец и божества, тело изначальной мудрости, совершенным образом описанное двенадцати примерами иллюзорности. Это особое иллюзорное тело. Нагарджуна в "Пяти этапах" говорит32:

Это подобно ясному отражению
Нарисованного Ваджрасаттвы
В безупречном зеркале.
Тело, со всеми совершенствами,
Созерцаемое непрестанно,
Будет показано прилежному ученику33:
Это называют "самоосвящением"34.
Характеристики, раскрывающие его иллюзорную природу,
Точным образом указывают на это тело:
Иллюзорное тело, являющееся относительной истиной.

Это особое иллюзорное тело соотносится с двенадцати примерами иллюзорности следующим образом:

Подобно призраку человека, хоть и не обладает истинным существованием, тем не менее имеет все конечности, голову, пальцы на руках и ногах.
Подобно отражению луны в воде, хоть оно и одно, тем не менее может появиться повсюду.
Подобно оптической иллюзии, нематериально.
Подобно миражу, меняется, момент за моментом.
Подобно сну, порождается одним лишь умом.
Подобно эху, порождается из причин и условий.
Подобно городу гандхарвов, проявляется непредсказуемо.
Подобно галлюцинации, или облаку, оно одно, но появляется как множество.
Подобно радуге, отчетливо видно, но не материально.
Подобно вспышке молнии, внезапно, но непостоянно.
Подобно пузырю на воде, возникает мгновенно.
Подобно отражению в зеркале, возникает, хоть и не имеет истинного существования.

... На основе него достигаешь реализации.
Из ясного света, четвертой шуньи, наитончайший ум и ветер возникают как тело божества.
Таков тайный смысл, самая сущность, иллюстрируемая радугой, отражением в зеркале и отражением луны в воде.

Йогин практикует иллюзорного тело тайного смысла после того, как в медитации было получено понимание обычного иллюзорного тела, и была достигнута реализация особого иллюзорного тела.

Если подробнее, то растворение ветров в центральном канале порождает три (или четыре) шуньи35. По окончании этапа "полной кульминации" или окончанию этапа ясного света36, мгновенно, на основе только ветра и ума, возникает тело божества. Это называют "иллюзорным телом тайного смысла", что есть суть иллюзорного тела. Нагарджуна в "Пяти этапах" говорит37:

Три сознания38 и связанные с ними ветра,
Вновь возникают как тело йогина:
Это называют "иллюзорным телом"39.

Наропа в "Разъяснение пяти этапов" говорит40:

Иллюзорное тело обладает видимостью,
Несмотря на то, что создано исключительно на основе ума и ветра.

Мастера различают подлинное иллюзорное тело и его подобие. Вследствие растворения ветров в чакре сердца порождается особая шунья, из которой, на основе только ветра и ума, возникает, в виде божества, подлинное иллюзорное тело. Вследствие просто растворения ветров порождается шунья, из которой, на основе только ветра и ума41, возникает, в виде божества, подобие иллюзорного тела.

Иллюзорное тело тайного смысла описывается двенадцати примерами иллюзорности тем же образом, что и иллюзорного тело общего смысла. Нагарджуна говорит42:

Посредством отражения в зеркале,
Понимают иллюзорное тело.
Его цвета подобны цветам радуги,
Его вездесущность подобна отражению луны в воде43.

Иллюзорное тело тайного смысла это мгновенно проявленная форма, подобная отражению в зеркале. Его цвета яркие и отчетливые, подобны радуге. Хоть и одно, но проявляется повсюду, подобно отражениям луны в воде. Таким образом эти примеры используются для описания природы иллюзорного тела тайного смысла44.

Иллюзорное тело союза, требующего обучения, закладывает причину,
В результате достигается абсолютное, совершенно чистое, иллюзорное тело божества.

Достижение совершенства в практике иллюзорного тела тайного смысла и очищенные от всех омрачений каналы, ветра и тигле, являются причиной для достижения абсолютного иллюзорного тела, посредством практики союза, требующего обучения.

Очищение вместерожденной мудростью ясного света всех кармических отпечатков и эмоциональных омрачений ведет к достижению абсолютного, совершенно чистого, иллюзорного тела божества самбхогакайи, что есть союз за пределами обучения. Таково абсолютное иллюзорное тело.

Пандиты объясняли иллюзорное тело тайного смысла многими, конфликтующими между собой, способами. Несомненно, что иллюзорное тело тайного смысла невероятно важно, так как является аортой аннутарайогатантр. Потому дальнейшее его изложение выполнено согласно воззрению Микьо Дордже и его последователей.

В общем, они объясняют, что внутри центрального канала всегда находится [союз] наитончайших тигле и ветра, являющихся основой для вместерожденного блаженства и семенем незагрязненного тела. Именно это реализуют как иллюзорное тело.

Для реализации иллюзорного тела сначала необходимо обрести опыт четырех блаженств, порождаемый растворением ветров в центральном канале. В частности, по окончанию трех шуньят, порожденных собранием ума и ветра в сердечной [чакре], необходимо реализовать ум и ветер как иллюзорное тело. Для этого, предварительно достигнув совершенства в трех отъединения, используя супругу как внешний фактор и отъединения ума как внутренний, необходимо, в прямом порядке, породить опыт изначальной мудрости45. После этого, в обратном порядке, из чистых ветра и ума, йогин реализует тело Ваджрасаттвы, украшенное всеми главными и второстепенными знаками. У этого процесса есть много синонимов, такие как самоосвящение или относительная истина. Нагарджуна в "Пяти этапах" говорит46:

Это называют "самоосвящением".
Характеристики, раскрывающие его иллюзорную природу,
Точным образом указывают на это тело:
Иллюзорное тело, являющееся относительной истиной.

Самбхогакая в своей сути подобна гандхарве.
Ваджрное тело по природе Ваджрасаттва.

В этих строках упоминают гандхарву ["питающийся запахами"], потому что тела существ в бардо становления также, как и иллюзорное тело, возникают на основе нераздельных наитончайших ума и ветра47.

Если подытожить, то в ходе сансарного существования грубое кармическое тело периодически оставляется позади. Тем не менее, вместерожденное тело, являющееся нераздельностью ветра и ума, а также основой для реализации иллюзорного тела, непрерывно пребывает на протяжении всех жизней безначального сансарного существования вплоть до достижения полной реализации. По данной причине это тело называют "вместерожденным".

Именно на основе вместерожденного тела, по окончанию четырех шуньят в процессе смерти, создается ментальное тело бардо становления. Оно же, по окончанию четырех шуньят во время засыпания, проявляется как тело сновидения, сформированное из кармических отпечатков. Даже в бесформенных мирах несмотря на то, что вследствие медитативного сосредоточения отсутствует проявление тела, тем не менее вместерожденное тело присутствует в виде непроявленного тонкого тела.

Практики стадии зарождения применяют на пути вместерожденное тело как рупакайю следующими способами. В Гухьясамадже, по окончанию растворения визуализации в ясный свет, вместерожденное тело возникает как центральное божество в союзе48. В Чакрасамваре, Хеваджре и других тантрах, вместерожденным телом является слог hum (или другой слог), входящий в центральное божество в союзе, то есть причинного Ваджрадхару. В Чакрасамваре традиции Луипы вместерожденным телом является нада49.

Практики стадии завершения применяют на пути вместерожденое тело следующими способами.

Практики отцовских тантр с помощью ваджрной рецитации достигают этапа отъединения ума и на основе этого тренируются в погружении и возникновении из ясного света. В результате чего, возникая из ясного света четвертой шуньи, они достигают иллюзорного тела созданного только из ветра и ума.

Практикующие материнские тантры посредством практики внутреннего огня тренируются в отъединении ума, которое происходит из особых четырех блаженств, порожденных вхождением в центральный канал ветров изначальной мудрости. По завершению этапа отъединения ума они достигают обычное иллюзорное тело. Потом подлинный ясный свет очищает обычное иллюзорное тело от загрязнений и достигается особое иллюзорное тело. Касательно этого Нагарджуна в "Пяти этапах" говорил50:

Три сознания и связанные с ними ветра,
Вновь возникают как тело йогина:
Это называют "иллюзорным телом".

Наропа в "Разъяснение пяти этапов" говорит51:

Иллюзорное тело обладает видимостью,
Несмотря на то, что создано исключительно на основе ума и ветра.

Более того, согласно "Пяти этапам", иллюзорное тело возникает из ясного света подобно рыбе, выпрыгивающей из воды. Особое иллюзорное тело называют "телом союза" или самбхогакайей.

Оставшиеся четыре из шести наставлений являются ответвления этих двух.

Как было сказано Тилопой, Наропой и другими, оставшиеся [четыре] из шести наставлений, то есть йоги сна, ясного света и другие52, являются ответвлениями [внутреннего огня и иллюзорного тела]. Суть этих четырех будет кратко изложена в последующих [частях "Бесконечного океана знаний"] и потому здесь объясняться не будут.

  1. Три отъединения (dben pa gsum) это отъединение тела, отъединение речи и отъединение ума. Подробнее в главе 7 "Традиция Арья Нагарджуны".
  2. См. примечание 24 в главе 7.
  3. Четыре шуньи (stong pa bzhi) перечислены в примечани 42, главы 6.
  4. Бокар Ринпоче предлагает вместо thabs читать mtha'. Под внешними методами понимается практика с супругой, а под внутренними практика йоги ветров, ваджрное начитывание и так далее.
  5. В тройке каналы, ветра и тигле, каналы описывают как неподвижные (gnas pa), ветра как подвижные (g.yo ba/ rgyu ba), а тигле как содержимое (bkod pa). Подробнее в "Тайном описании ваджрного тела" Gyalwa Yang-gönpa'ы и у Джамгона Конгтрула в "Сокровищнице Знаний: Системы буддийской тантры" (английское издание, стр. 172-184).
  6. Достижение искусности в медитации на пустое тело и каналы (lus dang rtsa'i stong ra) означает тренировку в визуализации своего тела в форме божества, а каналов полыми.
  7. Дыхание сосуда (rlung bum pa can, kumbhaka) подразумевает вдыхание верхних "мужских" ветров через ноздри и подтягивание нижних "женских" ветров с помощью сжатия мышц сфинктера. Благодаря этому, эти два ветра встречаются, смешиваются и удерживаются в районе пупка, где они образуют форму напоминающую сосуд. Говорят о малой, средней и большой задержках: первая достигается, когда возможно задерживать дыхание без напряжений, на 32 счета, средняя на 48 счетов и большая на 60 счетов.

    Четыре аспекта выполнения (sbyor ba bzhi ldan) могут означать либо четыре фазы дыхания (вдох, закрытая задержка, выдох и задержка после выдоха), либо наполнение (dgang ba), опускание ветров вниз (gzhil ba), опускание ветров вниз с усилием (skyil ba) и подтягивание ('dren pa).

    Подробности можно узнать в книге Чогьяла Намкая Норбу "Янтра Йога, Тибетская Йога Движения, Комментарий на текст Вайрочаны 'Янтра союза солнца и луны'".

  8. А шед (a shad) это черта отделяющая фразы, строфы и так далее в рукописном шрифте lantsa. Если эту черту перевернуть вверх тормашками, то получится подобие треугольника с вытянутой вершиной. Именно в этой форме представляется элемент огня, расположенный четыре пальца ниже пупка, в практике внутреннего огня.
  9. "Два рассмотрения Хеваджры Тантры" (Toh. 417), vol. Nga, ff. 9b7-10a1.
  10. Блаженство, свободное от блаженства, (dga'bral dga'ba) означает блаженство свободное от привязанности.
  11. Ваджрамала тантра (Toh. 445), vol. Ca, f. 231b4-5.
  12. Подробнее в "Йоге тантры Гухьясамаджа" Веймана, стр. 283-284 (английское издание).
  13. Ваджрамала тантра (Toh. 445), vol. Ca, f. 231b3-4. Текст немного отличается от версии в IOK.
  14. rDo rje snying 'grel. Скорее всего это "Комментарий на Хеваджру тантру" Ваджрагарбхи (Toh. 1180), vol. Ka. Цитата не найдена.
  15. "Комментарий к трудным местам Хеваджры Тантры" Сарорухи (Toh. 1181), vol Ka., ff. 128b7-129a1.
  16. "Комментарий к трудным местам Хеваджры Тантры" (Toh. 1186), vol. Ga, f.89b1. Эта работа приведена под именем Yashobhadra (sNyan grags bzang po). Приведенная цитата обнаружена среди объяснений Наропы касательно различных видов тантрических супруг, одну из которых зовут chandali, то есть внутренний огонь.
  17. "Пять этапов" Нагарджуны (Toh. 1802), vol Ngi, f.52a6-b1.
  18. Согласно Нагабодхи эти слова означают следующее. Если практик не получил наставлений по этапу самоосвящения непосредственно от учителя, то он только изнурит себя прохождением этапов изучения, обдумывания и медитации на сутры махаяны и на естественные тантры, такие как крийя тантры. Все эти усилия будут впустую. (Нагабодхи "Разъяснение пяти этапов: Гирлянда драгоценностей, Toh. 1840, vol. Chi, f.117a5")
  19. "Анализ этапов самоосвящения" Арьядевы (Toh. 1805), vol. Ngi, f.112a7.
  20. Подробнее в "Лампе, кратко излагающей тантрическую практику" Арьядевы (Toh. 1803), vol. Ngi, f.87a2-3.
  21. "Анализ этапов самоосвящения" Арьядевы (Toh. 1805), vol. Ngi, f.113a2-3.
  22. Под "иллюзией" (sgyu ma) понимается видения лошадей, людей, деревьев и прочего, созданные колдуном применявшего заклинания с опорой на такие объекты, как кусочки дерева и гальку.
  23. Под "миражем" (smig rgyu) понимается видение озера в поле или на дороге, обычно возникающее в полдень жарким летом, как эффект от сильного солнечного света падающего на землю.
  24. Город гандхарвов (dri za'i grong khyer) это собрание гандхарв ("питающиеся запахами") создавших "поселение", содержащее здания и жителей, которое возникает, а потом бесследно исчезает через несколько дней или несколько моментов.
  25. "Кратое изложение пяти этапов: Подчиняющее ум йогина" Мунишрибхадры (Toh. 1813), vol. Ngi, f.185b3-5.
  26. Читайте smra ba nyid вместо smra ba ba nyid.
  27. Под путем парамит (phar phyin theg pa) понимается махаяна.
  28. "Праджняпарамита в восемь тысяч шлок" (Toh. 12), vol. Ka, f.9b1-3; TBRC, W22084, vol. 918, p. 18.1.
  29. "Праджняпарамита в восемь тысяч шлок" (Toh. 12), vol. Ka, f.23a1-7; TBRC, W22084, vol. 918, p. 45.1.
  30. "Самворадайя тантра" (Toh. 373), vol. Kha, f.310b1-2. Текст отличается от версии в IOK.
  31. "Два рассмотрения Хеваджры тантры", f.24b3 (Издание Дхарма Чакры, Румтек).
  32. "Пять этапов" Нагарджуны (Toh. 1802), vol. Ngi, ff.52b6-53a1. Текст немного отличается от версии в IOK.
  33. Под "прилежными учениками" (slob ma bzang po) понимаются практики достигшие этапа "полной кульминации". По достижению ими изначальной мудрости, четвертой шуньи, их знакомят с самбхогакаей всех будд, обладающей всеми главными и второстепенными признаками. (Мунишрибхадра "Краткое изложение пяти этапов", Toh. 1813, vol. Ngi, f.184b1).

    И Лакшми и Самаяваджра утверждают, что под "прилежным учеником" понимается ученик подобный драгоценности (rin chen lta bu'i gang zag), относящийся к одному из четырех типов учеников ("Изложение смысла пяти этапов" Лакшми, Toh. 1842, Vol. Chi, f.251b1; "Комментарий на трудные места пяти этапов" Самаяваджры, Toh. 1841, vol. Chi, f.181b5).

    Драгоценность не имеет недостатков и обладает превосходными качествами, неизменной природой и обеспечивает всем необходимым и желаемым. Подобным образом ученик подобный драгоценности следить за поддержанием этики, обладает знанием многих сутр и тантр, утвержден во всем благом, демонстрирует великую мудрость и чист умом. Обладая этими качествами, он или она обретает знание и эффективно обучает других. Ученик подобный драгоценности это лучший вид ученика (Конгтрул "Сокровищница знания: Системы буддийской тантры", английское издание, стр. 291).
  34. Читайте bshad вместо bzhed.
  35. Перечисление трех или четырех шуньят (stong pa gsum mam bzhi) приведено в примечании 42 к Главе 6.
  36. "Полная кульминация" (nyer thob) означает третью шунью, а ясный свет ('od gsal) четвертую.
  37. "Пять этапов" Нагарджуны (Toh. 1802), vol. Ngi, f.52b4-5.
  38. Под тремя сознаниями (rnam she gsum po) понимается сознание (rnam shes, citta), субъективный ум (yid, manas) и неведение (ma rig pa, avidyā) или свет, возрастание света и полная кульминация света.
  39. Нагабодхи объясняет, что три сознания и связанные с ними ветра входят в ясный свет. Далее через последовательность - полная кульминация и так далее - они возникают как тело божества. Таким образом возникает тело йогина, являющееся телом изначальной мудрости. Это и является иллюзорным телом, по природе иллюзорная скандха, или, другими словами, это тело изначальной мудрости, тайный смысл иллюзорного тела ("Разъяснение пяти этапов: Гирлянда драгоценностей" Нагабодхи, Toh. 1840, vol. Chi, f.119a3-5).
  40. "Разъяснение пяти этапов" Наропы (Toh. 2333), vol. Zhi, f.277a2-3. Этот текст найден в разделе по общим учениям аннутарайогатантр, который так же содержат дохи.
  41. Читайте rlung sems tsam gyi вместо rlung sems tsam gyis.
  42. "Пять этапов" Нагарджуны (Toh. 1802), vol. Ngi, ff.52b6-53a1. Текст немного отличается от версии в IOK.
  43. Лакшми объясняет, что природа иллюзорного тела подобна отражению в зеркале. Хоть отражение и появляется отчетливо, нельзя сказать что это и есть объект или что это что-то другое. Оно отчетливо видно, но его невозможно схватить. Подобным образом объясняется природа иллюзорного тела. Более того, его цвета подобны радуге, и как радугу невозможно схватить, хоть она и украшает небо своими цветами, так и иллюзорное тело проявляется, обладая четко различимыми цветами. Его вездесущность подобна отражению луны в воде, и как отражение одной луны может появиться на любой водной поверхности - на озерах, реках, океанах, воде в вазе и так далее, так и иллюзорное тело проявляется как центральная фигура мандалы, его окружение и дворец ("Изложение смысла пяти этапов" Лакшми, Toh. 1842, vol. Chi, f.251a3-6).
  44. Иллюзорное тело объясняется посредством двенадцати примеров, среди которых три являются главными: отражение в зеркале, радуга и отражение луны в воде. Конгтрул объясняет, что как отражение в зеркале появляется мгновенно и полностью, так и тело или мандала появляется мгновенно и полностью. В момент, когда отражение возникло в зеркале, оно не является чем-то отдельным от зеркала, так и в момент, когда из вместерожденного блаженства и пустоты появляется тело божества, оно не является чем-то отдельным от переживания блаженства и пустоты. Также, как форма и цвета радуги отчетливо появляются из маленьких капель воды и света, так и форма и цвета тела божества отчетливо появляются из наитончайших ветра и ума, хоть и нету грубого тела образованного из элементов. Также, как и одна луна может появиться на любом поверхности воды, так и одно тело изначальной мудрости может проявиться где угодно (Конгтрул "Руководство по выполнению ритрита по тантрам традиции Марпы: Драгоценный корабль", ff.8b7-9a4).
  45. Читайте sems bden (отъединение ума) gyis вместо sems bden gyi. Под прямым порядком (lugs mthun du) понимается растворение восьмидесяти концепции, появление света, возрастание света, полной кульминации света, вплоть до ясного света. Обратным порядком (lugs ldog tu) называется следующая последовательность - ясный свет, полная кульминация, возрастание и свет.
  46. "Пять этапов" Нагарджуны (Toh. 1802), vol. Ngi, ff.53a1. Последние слоги цитаты в Тенгьюр Дерге это bdag nyid de, а в IOK bdag nyid che. Цитата была переведена в соответствии с версией приведенной в Тенгьюре Дерге.
  47. В данном контексте термин гандхарва (dri za) означает не класс существ питающийся запахами, а существ бардо становления, так как их тела созданы из ветра и ума.
  48. Глава (mgon po) обозначает центральное божество в союзе с супругой. Читайте rang вместо ngang.
  49. Насчет этого обратитесь к Главе 9, разделу "Традиция Луипы".
  50. "Пять этапов" Нагарджуны (Toh. 1802), vol. Ngi, f.52b4-5. Текст немного отличается от версии в IOK.
  51. "Изложение пяти этапов" Нагарджуны (Toh. 2333), vol. Zhi, f.277a2-3.
  52. Шесть наставлений (chos drug) Наропы это йоги внутреннего огня, иллюзорного тела, сновидений, ясного света, бардо и переноса сознания.